МЫ РАБОТАЕМ ПО ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РАЗВИТИЕ».

Программа разработана учебным центром им. Л.А. Венгера.

Рекомендована министерством образования РФ для обучения детей дошкольного возраста.

 

 

РАЗВИТИЕ: программа нового поколения для дошкольников (Дьяченко О. М., Астаськова Н. Ф., Брофман В. В.) 

 

 

Дьяченко О. М. и др. "Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений" 5-296-00050-1 - купить в интернет-магазине Bookean.ru

Дьяченко О. М. и др. "Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений: Средняя группа (под ред. Дьяченко О.М.) Изд. 2-е, испр., доп." 5-296-00045-5 - купить в интернет-магазине Bookean.ru

Дьяченко О. М. и др. "Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений: Старшая группа (под ред. Дьяченко О.М.) Изд. 2-е, испр., доп." 5-296-00049-8 - купить в интернет-магазине Bookean.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Теоретическими основаниями программы «Развитие» явля­ются следующие положения.

Первое — концепция самоценности дошкольного периода раз­вития, разработанная А.В. Запорожцем. Согласно данной концепции, основной путь развития ребенка — обогащение, наполнение процесса развития наиболее значимыми именно для дошкольника формами и способами деятельности, изменяющими и перестраивающими его психику. Работа по данной программе предполагает не ускорение развития ребенка с помощью обучения (пере­ход к возможно раннему решению школьных задач), а расширение его возможностей именно в дошкольных сферах жизнедеятельности.

Второе — концепция развития способностей, разработанная Л.А. Венгером и его сотрудниками. Способности понимаются как ориентировочные действия, которые осуществляются путем использования существующих в культуре средств. Для дошкольников такие средства носят, прежде всего, образный характер. Это разного рода эталоны, схемы, модели, символы. Способности позволяют ребенку самостоятельно обобщать имеющийся у него эмпирический опыт, анализировать новую ситуацию, находить решения различных задач.

Третье — теория деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и др. Согласно их теории раз­витие ребенка осуществляется в процессе различных деятельностей. Для ребенка-дошкольника это, прежде всего, игра, а также конструирование, изобразительная деятельность, литературно-художественная. Развитие способностей ребенка делает его подлинным субъектом деятельности, прежде всего игровой, становление развитых форм которой происходит к концу дошкольного возраста.

Таким образом , программа направлена на развитие спо­собностей дошкольника в процессе специфических дошкольных видов деятельности. В игровой форме происходит и «проживание» ребенком определенных ситуа­ций, соединение его эмоционального и познавательного опыта. Наряду с этим развивается и собственно познавательная деятельность ребенка — от детского экспериментирования (Н.Н. Поддъяков) до перехода к решению познавательных задач и головоломок вне игровой формы.

Большое внимание в программе уделяется развитию творческих способностей ребенка. Они проявляются в самостоятельном опробовании нового материала, в совместном со взрослым и другими детьми процессе освоения новых способов действия, но самое главное — в формировании замыслов и их реализации. Практически в каждом разделе программы имеются задачи, прямо направленные на развитие у детей возможностей на все более высоком уровне создавать и реализовывать собственные замыслы.

Что касается развития личности ребенка, то, с одной стороны, в процессе развития способностей происходит становление таких важнейших личностных характеристик, как произвольность и осознанность собственных действий.

С другой стороны, развитие у ребенка собственной активной позиции обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, прежде всего в игре.

И наконец, основы развития у ребенка ответственности за себя, своих близких, окружающую среду, за свою страну складываются в работе по разделу программы «Развитие представлений об окружающем мире и о себе» и осуществляются в процессе повседневной жизни ребенка. В процессе такой работы происходит переход от выделения ребенком своего «я» в мире через сопереживание другим к активному содействию, освоение основных нравственных норм и выявление ценностей.

Основной же путь развития личности детей — наличие привлекательных видов деятельности, внимание и уважение со стороны взрослых к каждому ребенку и к взаимоотношениям детей, подлинное сотрудничество взрослого с детьми.

Построение развивающих занятий предлагает развитие сотрудничества детей друг с другом. Занятия построены таким образом, что в них предусматривается взаимодействие детей, связанное с распределением ролей, материала, функций и отдельных действий. Развитие игры и других видов деятельности во многом связано с умением детей договориться, соблюдать элементарные правила поведения по отношению друг к другу.

При некоторых общих принципах и подходах к детям большое внимание уделяется нами развитию детской индивидуальности, учету темпа развития и деятельности каждого ребенка, его собственных предпочтений. В новом варианте программы больше времени дается для свободной деятельности детей по выбору. Однако это не просто время, когда дети предоставлены сами себе, а время работы воспитателя в выбранной детьми сфере деятельности. Так, воспитатель может присоединиться к детям, занимающимся рисованием, и помочь им продвинуться в создании самостоятельных замыслов или в использовании новых приемов. Возможно также в это время и наблюдение за детьми с целью выявления способностей их взаимодействия и деятельности.

Взаимодействие детей друг с другом, воспитателя с детьми носит характер диалога и активного сотрудничества.

ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ» ПРЕДУСМАТРИВАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ:

- Сенсорное воспитание (развитие восприятия ребенка, формирование сенсорных эталонов: вес, размер, форма, фактура и др.).

- Ознакомление с пространственными отношениями.

- Развитие логического мышления.

- Развитие элементарных математических представлений.

- Овладение основами первоначальной грамоты (раздел посвящен изучению звукового анализа слова, умению правильно ставить ударение и т.д.).

- Ознакомление с художественной литературой и развитие речи (в ходе занятий данного раздела дети учатся строить свой собственный рассказ, рассказывать по плану, а также знакомятся с литературой).

- Конструирование (на занятиях, относящихся к этому разделу, дети учатся конструировать по схеме, что способствует развитие пространственных представлений, необходимых в дальнейшем для освоения математики).

- Развитие экологических представлений (на этих занятиях дети получают представления о живой и неживой природе, особенностях растений и животных).

- Изобразительное искусство (на занятиях дети обучаются композиции, рисунку, умению выражать свое отношение графические образы).

- Игра (этот раздел посвящен свободной творческой игре, которая развивает произвольность и межличностные отношения).

- Режиссерская игра (занятия, включенные в данный раздел, посвящены игре по сценарию, разыгрыванию сюжетов; дети учатся сопровождать действия словом и выражать голосом действия персонажа). 

- Художественное конструирование (на занятиях дети учатся строить композиции на разные темы, обучаясь при этом использовать сенсорные эталоны; при этом необходимое в ходе занятий преобразование объектов развивает мышление детей).

- Выразительное движение (на занятиях этого раздела дети учатся передавать язык жестов и мимику).

 

© jiraf-club

Конструктор сайтов - uCoz