|
РАЗВИТИЕ: программа нового поколения для дошкольников (Дьяченко О. М., Астаськова Н. Ф., Брофман В. В.)
|
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ. Теоретическими основаниями программы «Развитие» являются следующие положения. Первое — концепция самоценности дошкольного периода развития, разработанная А.В. Запорожцем. Согласно данной концепции, основной путь развития ребенка — обогащение, наполнение процесса развития наиболее значимыми именно для дошкольника формами и способами деятельности, изменяющими и перестраивающими его психику. Работа по данной программе предполагает не ускорение развития ребенка с помощью обучения (переход к возможно раннему решению школьных задач), а расширение его возможностей именно в дошкольных сферах жизнедеятельности. Второе — концепция развития способностей, разработанная Л.А. Венгером и его сотрудниками. Способности понимаются как ориентировочные действия, которые осуществляются путем использования существующих в культуре средств. Для дошкольников такие средства носят, прежде всего, образный характер. Это разного рода эталоны, схемы, модели, символы. Способности позволяют ребенку самостоятельно обобщать имеющийся у него эмпирический опыт, анализировать новую ситуацию, находить решения различных задач. Третье — теория деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и др. Согласно их теории развитие ребенка осуществляется в процессе различных деятельностей. Для ребенка-дошкольника это, прежде всего, игра, а также конструирование, изобразительная деятельность, литературно-художественная. Развитие способностей ребенка делает его подлинным субъектом деятельности, прежде всего игровой, становление развитых форм которой происходит к концу дошкольного возраста. Таким образом , программа направлена на развитие способностей дошкольника в процессе специфических дошкольных видов деятельности. В игровой форме происходит и «проживание» ребенком определенных ситуаций, соединение его эмоционального и познавательного опыта. Наряду с этим развивается и собственно познавательная деятельность ребенка — от детского экспериментирования (Н.Н. Поддъяков) до перехода к решению познавательных задач и головоломок вне игровой формы. Большое внимание в программе уделяется развитию творческих способностей ребенка. Они проявляются в самостоятельном опробовании нового материала, в совместном со взрослым и другими детьми процессе освоения новых способов действия, но самое главное — в формировании замыслов и их реализации. Практически в каждом разделе программы имеются задачи, прямо направленные на развитие у детей возможностей на все более высоком уровне создавать и реализовывать собственные замыслы. Что касается развития личности ребенка, то, с одной стороны, в процессе развития способностей происходит становление таких важнейших личностных характеристик, как произвольность и осознанность собственных действий. С другой стороны, развитие у ребенка собственной активной позиции обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, прежде всего в игре. И наконец, основы развития у ребенка ответственности за себя, своих близких, окружающую среду, за свою страну складываются в работе по разделу программы «Развитие представлений об окружающем мире и о себе» и осуществляются в процессе повседневной жизни ребенка. В процессе такой работы происходит переход от выделения ребенком своего «я» в мире через сопереживание другим к активному содействию, освоение основных нравственных норм и выявление ценностей. Основной же путь развития личности детей — наличие привлекательных видов деятельности, внимание и уважение со стороны взрослых к каждому ребенку и к взаимоотношениям детей, подлинное сотрудничество взрослого с детьми. Построение развивающих занятий предлагает развитие сотрудничества детей друг с другом. Занятия построены таким образом, что в них предусматривается взаимодействие детей, связанное с распределением ролей, материала, функций и отдельных действий. Развитие игры и других видов деятельности во многом связано с умением детей договориться, соблюдать элементарные правила поведения по отношению друг к другу. При некоторых общих принципах и подходах к детям большое внимание уделяется нами развитию детской индивидуальности, учету темпа развития и деятельности каждого ребенка, его собственных предпочтений. В новом варианте программы больше времени дается для свободной деятельности детей по выбору. Однако это не просто время, когда дети предоставлены сами себе, а время работы воспитателя в выбранной детьми сфере деятельности. Так, воспитатель может присоединиться к детям, занимающимся рисованием, и помочь им продвинуться в создании самостоятельных замыслов или в использовании новых приемов. Возможно также в это время и наблюдение за детьми с целью выявления способностей их взаимодействия и деятельности. Взаимодействие детей друг с другом, воспитателя с детьми носит характер диалога и активного сотрудничества. |
ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ» ПРЕДУСМАТРИВАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ: - Сенсорное воспитание (развитие восприятия ребенка, формирование сенсорных эталонов: вес, размер, форма, фактура и др.). - Ознакомление с пространственными отношениями. - Развитие логического мышления. - Развитие элементарных математических представлений. - Овладение основами первоначальной грамоты (раздел посвящен изучению звукового анализа слова, умению правильно ставить ударение и т.д.). - Ознакомление с художественной литературой и развитие речи (в ходе занятий данного раздела дети учатся строить свой собственный рассказ, рассказывать по плану, а также знакомятся с литературой). - Конструирование (на занятиях, относящихся к этому разделу, дети учатся конструировать по схеме, что способствует развитие пространственных представлений, необходимых в дальнейшем для освоения математики). - Развитие экологических представлений (на этих занятиях дети получают представления о живой и неживой природе, особенностях растений и животных). - Изобразительное искусство (на занятиях дети обучаются композиции, рисунку, умению выражать свое отношение графические образы). - Игра (этот раздел посвящен свободной творческой игре, которая развивает произвольность и межличностные отношения). - Режиссерская игра (занятия, включенные в данный раздел, посвящены игре по сценарию, разыгрыванию сюжетов; дети учатся сопровождать действия словом и выражать голосом действия персонажа). - Художественное конструирование (на занятиях дети учатся строить композиции на разные темы, обучаясь при этом использовать сенсорные эталоны; при этом необходимое в ходе занятий преобразование объектов развивает мышление детей). - Выразительное движение (на занятиях этого раздела дети учатся передавать язык жестов и мимику).
|
© jiraf-club |